Восприятие

Восприятие – образный познавательный психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа себя и окружающего мира.

Восприятие основывается на выделении из комплекса признаков наиболее существенных и отвлечении (абстракции) от несущественных. Принято говорить о выделении фигуры от фона. При это предмет и фон динамичны, что особенно хорошо видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон.

Восприятие опирается на множественные и разнообразные ощущения, различные по полноте, точности, последовательности. Но, несмотря на это, для восприятия характерны целостность и структурность. Целостность означает, что восприятие стремится объединять отдельные образы в единое целое; структурность - то, что в целостном образе отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, то есть структура предмета или явления. Так, цвет фигуры влияет на восприятие ее размеров (светлые предметы кажутся больше, чем темные). Если разрушается целостность и структурность образа, то предмет не выделяется из фона, и становится скрытым от нашего восприятия, незаметным.

Еще одна особенность восприятия – константность, относительное постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета при изменении условий восприятия. Большое значение для реализации этой особенности является сопоставление получаемой информации с прежними знаниями. Константность не является абсолютной. При отдалении раздражителя константность уменьшается, при этом сначала разрушаются константы величины, затем формы, света и звука. Восстановление происходит в обратном порядке.

Восприятие носит осмысленный характер, то есть в него включается мышление. В норме чувствительное и смысловое содержание восприятия неразрывно связаны и зависят от того, как и чем Вы живете, от особенностей Вашей личности и прошлого опыта. Это явление носит название апперцепции. Оно хорошо продемонстрировано на многочисленных опытах по установочному поведению. Так, если Вам заранее покажут фотографию преступника, а затем попросят найти наиболее злое и жестокое лицо среди множества фотографий, то с большой вероятностью Вы укажете на того, кого считаете преступником. И наоборот, если Вас заранее познакомят с характеристикой человека как благородного, совершившего что-то замечательное, а затем попросят найти самое доброе лицо среди множества лиц, то Вы укажете на того, о ком у Вас заранее сложилось мнение как о хорошем.

Восприятие также зависит от Вашего эмоционального состояния, так, в горе восприятие притупляется и замедляется, в радости - становится более ярким и подвижным.

Ваша интересы и направленность обеспечивают избирательность восприятия. Если Вы чем-то увлечены, то любую информацию воспринимаете с точки зрения своей идеи.

Яндекс.Метрика