Методы исследования мышления

Методы исследования мышления.

1) Складывание рисунков. Позволяет оценить интеллектуальный уровень. Вам предлагается сложить 6 картинок, разрезанных на части, при этом первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные – на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Оценка производится не только по результату, но и по анализу процесса складывания.

2) Понимание рассказов и сюжетных картин. Позволяет оценить осмысление сюжета и состояние памяти.

3) Установление последовательности событий. Позволяет оценить процесс сопоставления. Вам будет предложена серия сюжетных картинок, которые Вы должны сложить последовательно и рассказать историю.

4) Классификация. Оценивает последовательность суждений, уровень процессов обобщения и отвлечения. Вы должны распределить предлагаемый набор карточек с надписями или изображениями различных предметов, растений, животных по группам в произвольном порядке и объяснить свой выбор.

5) Исключение. Определяет способность выделять существенные признаки предметов и измеряет уровень процессов обобщения и отвлечения. Вы должны выбрать из четырех предлагаемых надписей или картинок одну лишнюю, дав объяснения: «Вишня, клубника, смородина – ягоды, а яблоко – фрукт, поэтому яблоко – лишнее».

6) Выделение существенных признаков. Оценивает способность дифференцировать основные признаки явлений и предметов от второстепенных, а также последовательность суждений. Исследование заключается в выборе из ряда предметов и явлений только двух основных, относящихся к какому-то конкретному предмету и явлению, например, для такого явления как «игра» выбираются «игроки» и «правила», игнорируются «карты», «штрафы», «наказания».

7) Образование аналогий. Оценивает способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также последовательность суждений. Простые аналогии - среди разбросанных слов нужно найти пару и объяснить свой выбор. Сложные аналогии – тест Равена.

8) Выделение закономерностей – продолжение логической цепочки.

9) Определение и сравнение понятий. Оценивает процесс анализа целого ряда признаков предмета или явления и выделения из них наиболее существенных. Степень точности определения зависит от тех признаков, на которых Вы останавливаете свой выбор.

10) Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Позволяет оценить особенности мышления – его уровень, целенаправленность и критичность.

11) Называние 50 слов. Изучает особенность ассоциаций и темп речевой деятельности. Исследование заключается в том, что как можно быстрее нужно проговорить 50 любых слов, не называя расположенных в комнате предметов. Оценивается время, группировка. В норме 50 слов воспроизводятся за 1,5-2,5 минуты.

12) Пиктограммы – образы для опосредованного запоминания. Оценивает самостоятельную мыслительную продукцию, что наиболее явно демонстрирует нарушения мышления. Вы на чистом листе должны несложно нарисовать что-нибудь для запоминания слов, при этом нельзя использовать буквы и слова, а качество рисунка не имеет никакого значения. Всего называется 10-15 слов, имеющий какой-либо эмоциональный контекст. Затем Вы должны по рисункам эти слова воспроизвести.

13) Формирование искусственных понятий по методике Выгодского позволяет проанализировать способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неопределенные признаки. Это помогает в диагностике ранних нарушений мышления.

14) Ассоциации. Позволяют увидеть самые различные аспекты мышления в зависимости от задачи, которая стоит перед профессионалом. Вам предлагаются 30-40 существительных, Вы должны дать ассоциативный ответ-слово или описание.