Аутизм
Аутизм является одной из краеугольных проблем в психиатрии
В последние годы отмечается рост рождения детей с нарушениями развития аутистического спектра. Эти данные остаются фактом, даже если сделать скидку на "модность" диагноза, и как следствие, гипердиагностику аутизма. Если раньше аутизмом страдал приблизительно один человек на сто тысяч, то сейчас отмечается увеличение количества детей с аутизмом - на 68 человек - один страдающий аутизмом.
Аутизм – психопатологическое состояние, являющееся следствием нарушения развития головного мозга и характеризующееся уходом человека во внутренний мир, отсутствием или значительным снижением контактов.
Термин "аутизм" впервые был использован психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году. Он же ввел и термин "шизофрения". Два этих термина были связаны между собой, пока в 1943 году Лео Каннер не описал 11 детей с "аутичными нарушениями эмоционального контакта", через год, в 1944 году, был описан синдром Аспергера австрийским педиатром Гансом Аспергером в работе "Аутичные психопаты в детском возрасте". Окончательно аутизм был признан профессионалами только тридцать лет назад.
Этиология (причины) аутизма активно изучаются, но однозначного ответа, почему возникает это заболевание, до сих пор нет. Патогенез (механизм развития) аутизма также не изучен. Наиболее популярна нейротрансмиттерная гипотеза.
Аутизм проявляется отрешенностью от окружающего мира, Ваш ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один, избегает контакта глазами. Многое вызывает тревогу, страх. Речь часто формируется, но не используется. Если используется, то она не обращена к собеседнику, в ней отсутствует экспрессия, голос то тихий, то громкий, режет слух своей немелодичностью, постоянные эхолалии, разорванность. Ребенок говорит о себе в третьем или втором лице. В игре не принимает на себя социальной роли, не воспроизводит реальной жизненной ситуации. Обращает на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, повышенная ранимость и чувствительность к критике и малейшим замечаниям в свой адрес. Абстрактное мышление опережает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для аутизма характерны внешняя неуклюжесть, угловатость, монотонно-однообразное стереотипное поведение, повторяющиеся жесты, движения.
Аутизм проявляется в дефиците социального взаимодействия. Основной вопрос, который Вы должны уяснить - ребенок не может или не хочет общаться? Если первично нежелание, то нужно работать с мотивацией. А если первична неспособность общаться, то нужно развивать коммуникационные навыки. И тот, и другой вариант при аутизме возможны, так как аутизм - это синдром. встречающийся при разных заболеваниях. Поэтому так важна правильная диагностика. Самое главное в аутизме - это то, что этот диагноз- не приговор. Так же, как близорукость поддается коррекции с помощью очков и линз и не является препятствием к обычной жизни в случае. если общество принимает людей в очках наравне с другими. Так и аутизм корректируется и дает возможность людям с аутизмом жить, если общество их примет. Задача профессионалов, родителей больных детей и других заинтересованных сторон - формировать правильную реакцию общества за аутизм.
Картина Кирилла Лемоха "Новое знакомство" (1885 год) находится в русском музее Санкт-Петербурга. Всех одолевает любопытство: "Какой родился человек?", "Кем он будет?", "Что делать, если с ним что-то не так?" Сегодня ко всем этим вопросам прибавляется еще один: "А что, если это аутизм?"
Особенности восприятия при аутизме
Полезно прочитать:
Популярные публикации про аутизм
Проект "Счастливый дом" - защищенное жилье для людей с аутизмом
Полезно познакомиться с лекцией Яковлева В.А. про аутизм:
Введение Основные особенности История Диагноз Причины Терапия
Полезно посмотреть:
Как чувствуют окружающее люди с аутизмом?
Стивен Шор о себе и своем синдроме Аспергера