Жизненный цикл
Жизненный цикл человека условно делится на три периода – созревание, зрелый возраст и старение.
Период созревания характеризуется достижением половой зрелости, способностью организма и возможностью выполнения деторождения и различных социальных функций, трудовой и творческой деятельности.
Половое созревание наступает в 13-15 годам. В 14 лет выдается паспорт. Совершеннолетие наступает в 18 лет. Хронологической границей полного созревания на сегодняшний день считается 21 год. Оно наступает с приобретением опыта социально-общественной активности, накоплением необходимых знаний, формированием морально-нравственных устоев.
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами.
1) Неравномерность темпа роста и развития. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития.
2) Неоднородность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). В первые годы жизни преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что объясняется интенсивным формированием функциональных систем организма, образованием механизмов адаптации к постоянно меняющимся условиям, созданием оптимальных условий для приема информации и произведения сложных действий. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы не развивается, ее рост и формировании происходят в возрасте 10-12 лет. В 12-15 лет созревает половая система. К 16-17 годам созревает система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям (это необходимо учитывать при определении физических нагрузок детям).
3) Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Мальчики до полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели, в период полового созревания девочки опережают мальчиков, но с 15-16 лет темп роста мальчиков возрастает.
4) Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
5) Генетическая обусловленность роста и развития.
6) Обусловленность роста и развития средовыми факторами.
7) Эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской популяции (вековая тенденция, акселерация, ретардация роста и развития).
До 3-летненего периода идет активное знакомство с окружающим миром, освоение речи, на первом плане – процессы познания.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает кризис противопоставления своего Я окружающему миру, идет активный процесс самопознания, во главу угла встают процессы общения как отражения себя.
С 7-летнего возраста начинается освоение собственной социальной роли, большое значение приобретают процессы труда.
11-13 лет – период полового созревания. В этом возрасте психические процессы достигают своей зрелости. Снова на первый план выходит развитие коммуникативных навыков, определение своей роли в групповом процессе.
С 19-21 лет наступает период зрелости, осваиваются семейные, профессиональные, общественные роли. В этом периоде человек проходит через кризисы, связанные с противоречиями между цельным мировоззрением зрелой личности и ее ограниченными возможностями.
На возраст 55-65 лет приходится начало старения, уменьшается вес всех желез внутренней секреции, снижается обмен веществ, происходит увеличение порога чувствительности по недостаточно работающим органам чувств, ослабляются процессы торможения и возбуждения в головном мозгу. В старости происходит усиление роли личности, социального и трудового статуса человека.