Тесты лобной дисфункции

Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте. Яковлев В.А.

В.А.Яковлев "Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте" Тесты лобной дисфункции

Концептуализация

Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?» ... «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данной пробе – 3, минимальный – 0.


Беглость речи

Для оценки беглости речи пациента просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту – 3 балла, от 7 до 9 – 2 балла, от 4 до 6 слов – 1 балл, 3 и менее слов – 0 баллов.

Динамический праксис

Больному при определении динамического праксиса предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трех описанных выше движений больной только следит за врачом, при втором предъявлении серий – повторяет движения врача, наконец, следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение девяти серий движений – 3 балла, шести серий – 2 балла, трех серий (совместно с врачом) – 1 балл.

Простая реакция выбора

Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1–1–2–1–2–2–2–1–1–2. Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, много ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача – 0 баллов.

Усложненная реакция выбора

Для проверки усложненной реакции выбора дается инструкция: «Теперь, если я ударю один раз, то вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1–1–2–1–2–2–2–1–1–2. Оценка результата аналогично п. 4.

Хватательные рефлексы


Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого, и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует,
ставится 1 балл, в противном случае – 0 баллов.

Оценка результатов:

17–18 баллов – норма;
12–16 баллов – легкие когнитивные расстройства;
11 баллов и менее – деменция лобного типа.

Яндекс.Метрика