Нейропсихологические тесты

Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте. Яковлев В.А.


В.А.Яковлев "Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте" Нейропсихологические тесты


Рисование часов

При тестировании "Рисование часов" пациенту дают карандаш и чистый лист нелинованной бумаги и просят самостоятельно изобразить круглые часы, поставить цифры в нужные позиции циферблата и нарисовать стрелки, показывающие заданное время. Оценка выполнения задания проводится по 10-балльной формализованной шкале:
10 баллов – норма: нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время;
9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок;
8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок;
7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время;
6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком);
5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое;
4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга;
3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом;
2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно;
1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию.
Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о наличии когнитивных расстройств


5 слов

Этапы проведения теста «5 слов»:
1. Предъявление материала
Пациенту дается список из 5 слов, написанных в столбик (кинотеатр – лимонад – кузнечик – блюдце – грузовик) и следующая инструкция: «Пожалуйста, прочитайте вслух эти слова и постарайтесь запомнить их; позже я попрошу Вас их назвать». После прочтения, не забирая списка, пациента просят: «Найдите в этом списке название напитка ... посуды ... транспортного средства ... здания ... насекомого».
2. Непосредственное воспроизведение 
Затем врач забирает у пациента список слов и просит: «Припомните, пожалуйста, слова, которые вы только что читали». Если пациент затрудняется припомнить какое-либо слово (и только в этом случае), дается подсказка: «А какой был напиток? ... посуда?» и другие названия соответствующих семантических категорий.
За каждое правильно воспроизведенное слово, с подсказкой или без, дается один балл (максимально – 5 баллов). Суммарная оценка за непосредственное воспроизведение, равная 5 баллам, свидетельствует об адекватном заучивании слов.
После этого можно переходить к собственно тестированию памяти, то есть к исследованию отсроченного воспроизведения. Последнему должно предшествовать интерферирующее задание (см. ниже).
Если пациент вспомнил менее 5 слов, ему вновь дается список слов и тестирующий обращает внимание пациента на пропущенные слова (например, таким образом: «Из напитков был лимонад» и др.). Затем забирают список слов и вновь просят пациента повторить пропущенные слова, используя соответствующие подсказки («Так что же было из напитков?» и др.). Цель указанной процедуры – убедиться в том, что представленные слова усвоены адекватно.
3. Интерферирующее задание
Цель интерферирующего задания – отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 3 до 5 минут). В это время могут проводиться другие нейропсихологические тесты (кроме тестов на память), например, тест «Рисование часов».
4. Отсроченное воспроизведение
После выполнения интерферирующего задания пациента просят: «Теперь давайте вновь вспомним те 5 слов, которые мы с вами учили». Если пациент затрудняется вспомнить какое-либо слово (и только в этом случае), дается подсказка: «А что было из .... (соответствующая категория)».
Как и при исследовании непосредственного воспроизведения, за каждое правильно воспроизведенное слово, с подсказкой или без нее, дается 1 балл, максимально – 5 баллов.
Суммарный результат теста получается сложением результата оценок непосредственного и отсроченного воспроизведения и максимально может составить 10 баллов.
Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о наличии когнитивных расстройств.
Яндекс.Метрика