Краткая шкала оценки психического статуса

Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте. Яковлев В.А.

В.А.Яковлев "Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте" Краткая шкала оценки психического статуса

Проба Оценка в баллах
Ориентировка во времени 0-5
Ориентировка в месте 0-5
Восприятие 0-3
Концентрация внимания 0-5
Память 0-3
Речь
Называние
Повтор предложения
Выполнение 3-этапной команды
Чтение и выполнение просьбы:
"Прочтите и выполните"
"Напишите предложение"
"Срисуйте рисунок"

0-2
0-1
0-3

0-1
0-1
0-1

Инструкции:

Ориентировка во времени

Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год, время года и день недели. Вопрос необходимо задавать медленно и четко, темп речи – не более одного слова в секунду. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно дает полный ответ. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл. 

Ориентировка в месте 

Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область (для областных центров необходимо назвать район города), город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж (или номер комнаты). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

Восприятие

Для оценки восприятия дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако оценивается в баллах лишь первое повторение.

Концентрация внимания

Чтобы оценить концентрацию  внимания, пациента просят последовательно вычитать из 100 по 7. Инструкция может быть приблизительно следующей: «Пожалуйста, от ста отнимите семь, оттого, что получится, – еще раз семь и так несколько раз». Исследуется пять вычитаний (до результата «65»), каждое правильное вычитание оценивается в один балл. Не следует привлекать внимание пациента к ошибке. Однако если пациент самостоятельно заметил свою ошибку и исправился, следует начислить балл, как если бы пациент сразу дал правильный ответ. Если пациент испытывает непреодолимые трудности при выполнении очередного вычитания, выполнение данного задания следует прервать и начислить пациенту столько баллов, сколько правильных вычитаний он уже сделал.

Память

При оценке памяти просят больного вспомнить слова, которые заучивались в разделе «Восприятие». Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

Речь

Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Просят больного повторить сложную в грамматическом отношении фразу, например, «Никаких если, и или но». Правильное повторение оценивается в один балл.
Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий, например, «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Каждое действие оценивается в один балл.
Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Примером первой команды может быть «Закройте глаза». Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.
Общий комментарий: если по ходу исследования пациент задает уточняющие вопросы, на них нужно дать максимально полный и понятный ответ и только после этого продолжить.
Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:

28–30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;
24–27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;
20–23 балла – деменция легкой степени выраженности;
11–19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;
0–10 баллов – тяжелая деменция.


Яндекс.Метрика