Краткая шкала оценки психического статуса
В.А.Яковлев "Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте" Краткая шкала оценки психического статуса
Проба | Оценка в баллах |
Ориентировка во времени | 0-5 |
Ориентировка в месте | 0-5 |
Восприятие | 0-3 |
Концентрация внимания | 0-5 |
Память | 0-3 |
Речь Называние "Прочтите и выполните" "Напишите предложение" "Срисуйте рисунок" |
0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1 |
Инструкции:
Ориентировка во времени
Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год, время года и день недели. Вопрос необходимо задавать медленно и четко, темп речи – не более одного слова в секунду. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно дает полный ответ. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
Ориентировка в месте
Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область (для областных центров необходимо назвать район города), город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж (или номер комнаты). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
Восприятие
Для оценки восприятия дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако оценивается в баллах лишь первое повторение.
Концентрация внимания
Чтобы оценить концентрацию внимания, пациента просят последовательно вычитать из 100 по 7. Инструкция может быть приблизительно следующей: «Пожалуйста, от ста отнимите семь, оттого, что получится, – еще раз семь и так несколько раз». Исследуется пять вычитаний (до результата «65»), каждое правильное вычитание оценивается в один балл. Не следует привлекать внимание пациента к ошибке. Однако если пациент самостоятельно заметил свою ошибку и исправился, следует начислить балл, как если бы пациент сразу дал правильный ответ. Если пациент испытывает непреодолимые трудности при выполнении очередного вычитания, выполнение данного задания следует прервать и начислить пациенту столько баллов, сколько правильных вычитаний он уже сделал.
Память
При оценке памяти просят больного вспомнить слова, которые заучивались в разделе «Восприятие». Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.